ACVATRON Технологии сжатого воздуха
Меню сайта

Категории статей
Мои статьи [21]

Форма входа

Поиск по статьям



» Каталог статей » Мои статьи
Пневматика или электрика. МНЕНИЯ

Пневматика или электрика. МНЕНИЯ
Шлифовальные машинки, гайковерты, дрели, рубанки, пилы, домкраты и ряд других применяемых на автосервисе инструментов могут иметь как электрический, так и пневматический привод. В чем принципиальные различия между ними? Какой тип инструмента удобнее и выгоднее? На эти вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

Применение
Ассортимент пневматики почти идентичен ассортименту электрических аналогов. При желании можно практически полностью оснастить автосервис только пневматическим инструментом.
Пневматический инструмент по принципу действия можно условно разделить на три основные категории: инструменты ударного действия (отбойные молотки, пневмозубила, скобозабиватели, пневмодолота и др.); инструменты ударно-вращательного действия (пневмогайковерты, домкраты, перфораторы, ударные дрели и др.); инструменты вращательного действия (шлифовальные машины, дрели, рубанки, шуруповерты, пилы и др.).
Некоторые производители выпускают также пневматические полировальные машинки. Свое применение они, как правило, находят не на автосервисе, а на заводском конвейере, где есть мощные компрессоры и системы питания воздухом. Автопроизводители используют их в основном на участках удаления дефектов покраски.

Петр Сирица, руководитель технического отдела торгового дома «АВТОграф» (авторизованного дилера компании Rupes):
- Для полировки требуется инструмент с относительно низкой частотой вращения и высоким крутящим моментом. В пневматической полировальной машине одной из проблем является регулирование оборотов с сохранением мощности. Ее можно решить посредством редуктора, что приведет к увеличению габаритов и массы машинки, или за счет снижения давления, но тогда упадет мощность. Поэтому пневматические полировальные машины, для которых характерны высокие обороты и небольшой крутящий момент, применяют в основном в условиях конвейера в сочетании со специальными пастами и дисками, которые редко используются на СТО.

Артем Задорин, руководитель направления Automotive фирмы «ТТС Тултехник Системс» (представительства компании Festool):
- При шлифовке пневмомашинкой возникает «проблема масла», которое попадает на деталь и не удаляется обезжириванием. Это обнаруживается после покраски и чревато новой зачисткой и перекраской. Если нет возможности купить качественную пневматику для шлифовки, то лучше использовать электрику.

Принципиальной разницы в применении пневматического или электрического инструмента нет.
Они выполняют одну и ту же функцию. При этом может различаться частота вращения и мощность. Однако специалисту, работавшему с электрическим инструментом, не придется переучиваться, если он возьмет в руки пневматический аналог.
Производительность обоих типов инструмента примерно одинакова. При этом пневматический инструмент позволяет добиться значительной мощности при меньших габаритах и весе. Это обусловлено тем, что в пневматической машинке отсутствует электромотор - наиболее тяжелая и объемная часть электроинструмента. Компактность пневмомашин не только облегчает работу, но и позволяет упростить некоторые рабочие операции, например обработать такие труднодоступные места, куда не подберется более габаритная электромашина.

Валерий Сухарев, продакт-менеджер торгово-финансовой группы «Прайд» (эксклюзивного дистрибьютора марки Jonnesway):
- Лишь очень мощный и сложный электромотор может создать частоту вращения в 22 000 оборотов. Аналогичный пневмодвигатель имеет более простую и легкую конструкцию.
В пневмомашине сжатый воздух работает сразу, инерционные моменты отсутствуют. При работе над подвеской это дает сокращение трудозатрат и рабочего времени. Гайковерт, который способен развивать килоньютон, намного облегчит жизнь механику. Это особенно очевидно на шиномонтаже.

Корпус пневмоинструмента делают из легких алюминиевых сплавов и композитов высокой прочности. Зубчатые колеса редукторов, шпиндели, подшипники, роторы и другие важные детали изготавливают из термообработанной высококачественной легированной и конструкционной стали. Детали обработаны и подогнаны с высокой степенью точности, поэтому пневмоинструмент малошумен в работе. Хотя некоторые виды пневмомашин отдельных производителей создают больший шум, чем при работе с электроинструментом, но это обусловлено особенностями их действия. Уровень вибрации зависит от качества изготовления деталей инструмента, наличия зубчатых передач и других факторов.

Петр Сирица:
- В качественных пневматических машинках уровень вибрации гораздо ниже, так как в большинстве из них вращающий момент передается непосредственно от двигателя на рабочий вал. В некоторых электрических инструментах есть зубчатые передачи. Они создают лишний шум и вибрацию. При этом редуктор имеет свои преимущества: он повышает крутящий момент, сводит к минимуму потери мощности.

Еще одно большое преимущество пневмоинструмента - возможность непрерывной продолжительной работы.

Артем Задорин:
- Ни одна электрическая машинка не сможет шлифовать два часа без остановки. Она выключится и будет остывать. Если за это время заготовка потеряет требуемые качества, то у электрики просто нет шансов. Правда, следует сказать, что в условиях автосервиса это вряд ли актуально, а вот для производства этот фактор может иметь важное значение.

У дешевых видов пневматики иногда возникает проблема «пневмохолода». Это означает, что проходящий через рукоятку воздух сильно охлаждает машинку в процессе работы. В наибольшей степени это касается шлифовального инструмента. Однако все производители качественного инструмента успешно решают эту проблему с помощью специальной изолирующей облицовки корпуса.

Безопасность
Пневматическое оборудование широко применяется на заводах и в крупных современных автосервисах. Некоторые автопроизводители ставят применение пневмоинструмента обязательным условием для авторизации дилерской СТО. Одна из главных причин тому - безопасность его использования.

Петр Сирица:
- Пневмоинструмент практически не имеет ограничений по областям применения - он может использоваться в любых условиях, в том числе на производстве, где имеется высокая концентрация взрывоопасных паров или пыли. Электроинструмент, даже с двойной изоляцией, в подобных условиях применять запрещено, поскольку нельзя полностью исключить искрение и т. п. Однако на автосервисе в малярных и кузовных цехах электрические машины могут и должны использоваться, они для этого и предназначены. Опасения о загазованности, запыленности и, как следствие, взрывоопасности окрасочных участков не выдерживают критики, так как СТО должны оснащаться средствами вентиляции, пылеудаления и т. п. В противном случае они просто не должны эксплуатироваться.
Несомненным преимуществом пневмоинструмента является возможность работы в условиях высокой влажности, при влажном шлифовании и даже под дождем. Дополнительной изоляции при этом не требуется.

Однако не стоит забывать, что сжатый воздух обладает некоторым количеством потенциальной энергии, поэтому необходимо соблюдать ряд мер предосторожности во избежание несчастных случаев. В частности, струю сжатого воздуха нельзя направлять на людей; пневмопровод нельзя блокировать рукой; работы по монтажу и отсоединению воздухоподводящих шлангов не должны производиться под давлением и т. д.

Надежность
Одно из основных преимуществ пневмоинструмента, влияющее на предпочтения покупателя, - его высокая надежность. Пневмомашины способны лучше выполнять заданные функции, дольше оставаясь при этом в исправном состоянии и сохраняя свои эксплуатационные показатели в различных режимах и условиях.
Чем меньше деталей, тем меньше объектов для поломки.
Основными показателями надежности являются безотказность, долговечность и ремонтопригодность.

Петр Сирица:
- У пневмоинструмента, несомненно, безотказность выше. В нем нет легкоуязвимых устройств, сложных электронных приборов или, например, угольных щеток электромотора, которые подлежат естественному износу и периодической замене. Причем на щетки гарантийные обязательства не распространяются даже в период гарантийного срока.
Безотказность обусловлена также и простотой конструкции: в пневмомашине количество деталей меньше, нежели в электрической. Чем меньше деталей, тем меньше объектов для поломки. Простота конструкции влияет и на ремонтопригодность. Пневмомашины более приспособлены к проведению работ по обслуживанию, при этом фактически не нуждаются в разборке.
Их ремонт облегчается также достаточно высокой степенью унификации. Например, многие пневмомашины Rupes выполнены на базе одной модели и имеют большое количество одинаковых деталей. Это в значительной степени облегчает организацию и проведение ремонта. Правда, справедливости ради хотел бы заметить, что высокая унификация характерна и для электрических машин Rupes.

Долговечность пневмоинструментов, конечно, выше. Об этом свидетельствует опыт их использования. Как говорят специалисты, если пневмоинструмент работает, то он будет работать долго. Однако пневмопривод требует более тщательного технического обслуживания.
Пневматика без смазки обречена на короткую жизнь.

Артем Задорин:
- Пневматическая машинка будет работать долго и надежно только в том случае, если она имеет соответствующую подготовку воздуха: питается чистым воздухом и смазана маслом. Пневматика без смазки обречена на короткую жизнь.

Дополнительное оборудование
Организация подачи воздуха требует значительно больших усилий, чем подключение электроинструмента. Если электропроводка проложена согласно требованиям, то ею можно сразу пользоваться. Пневматика не может работать без комплекса подготовки воздуха.
Самая дорогая часть пневмосистемы - это компрессор. Выбирая его, стоит знать, что указанная в его паспорте производительность на 25-30 % отличается от реальной. Каждая машинка требует в среднем 350-400 литров воздуха в минуту. Производительность компрессора должна быть не менее 50 % от потребности подключаемых машинок. (Например, полуторакубовый компрессор в состоянии обеспечить от трех до шести постов со шлифмашинками в зависимости от коэффициента загрузки. А на шиномонтаже потребуется компрессор большей мощности.) Компрессор должен быть расположен в сухом и звукоизолированном помещении.
Дополнительную мощность и некоторую экономию электроэнергии может дать ресивер, в котором накапливается сжатый воздух. Существуют также переносные источники воздуха (например, переносной компрессор или кислородный баллон). Однако их использование возможно лишь в случае гайковерта или пресса, которые работают короткими промежутками времени.
Главный враг инструмента - влага.
Помимо компрессора достаточной мощности для использования пневмопривода требуется система подготовки воздуха. Она должна содержать осушитель, фильтр-влагоотделитель, регулятор давления (с манометром) и лубрикатор. Лубрикатор необходим для подачи масла в пневмолинию.

Валерий Сухарев:
- Фильтр конденсата желательно иметь на каждом выходе, хотя есть один большой центральный осушитель, который собирает конденсат и взвесь. Это же относится и к лубрикатору, если к магистрали подключен только механический инструмент. Осушитель и лубрикатор помогут избежать коррозии и значительно повысят срок эксплуатации инструмента.

Петр Сирица:
- При использовании пневматических шлифовальных машин для подготовки кузова автомобиля к окраске целесообразно использовать специальное масло, которое не содержит силикона. Даже при случайном попадании на поверхность оно будет легко удалено при обязательном обезжиривании. С августа 2005 г. Rupes будет комплектовать пневмомашинки флаконами со специальным маслом без содержания силикона - безопасным для поверхности при последующей окраске.

Сама пневмолиния (пневмомагистраль) может быть выполнена из металлокерамических, металлопластиковых, алюминиевых или обычных водопроводных труб. От материала и от того, как сделана магистраль, зависит ее эффективность. Допустимые потери давления в пневмолинии составляют 4-7 %. Большие потери давления из-за недостаточного сечения труб или других причин могут вызвать повышенную нагрузку на компрессор, а также значительно увеличат расходы по производству сжатого воздуха.
При проектировании пневмолинии стоит подумать о ее последующем расширении и организации дополнительных подключений. Железные трубы в этом отношении подходят в наименьшей степени.

Артем Задорин:
- Если автосервис въехал в помещение, где есть современная пневмомагистраль, то можно без проблем сделать врезы для дополнительных инструментов. Понадобятся фитинги. Если пневмомагистраль осталась в помещении со старых времен, то ее лучше демонтировать сразу и сделать новую.
Старые пневмомагистрали, как правило, сделаны из стали. Внутри труб находится большое количество грязи и окалины. Если окалина попадет в машинку, то это грозит ремонтом. А если окалина попадет в ротор, то может потребоваться даже капитальный ремонт.

Среди дополнительного оборудования также стоит упомянуть угольники, быстрые пневматические разъемы и шланги. Шланги бывают спиральными и на раздаточных катушках. У последних шланг фиксируется на необходимой длине; они более удобны при работе на большом удалении от источника воздуха.
Разъемы последних поколений оснащены механизмом, который сначала осуществляет сброс давления из зоны соединения и только затем позволяет сделать расстыковку. Вся операция выполняется двумя короткими движениями. Такое решение влияет на долговечность узла, повышает безопасность и качество работ.

Цена инструмента и стоимость его использования
Цена пневматического инструмента выше, чем электрического. Если сравнивать две аналогичные по мощности и назначению машинки, то их разница в цене может составлять от 10-15 % до 40-70 % в зависимости от производителя.
Дороже обходится и эксплуатация пневмоинструмента.

Петр Сирица:
- Компрессор потребляет массу электроэнергии: 4-5 кВт/ч. Чтобы запитать сжатым воздухом машинку и получить такой же крутящий момент, что и у аналогичной электрической машинки, нужен компрессор с потребляемой мощностью в 6-10 раз выше. Например, компрессор, по паспорту производящий 500 л/мин, потребляет 3 киловатта. Аналогичная шлифовальная машинка - 350 ватт.

Артем Задорин:
- Пневматика стоит дороже, но ресурс у нее в несколько раз больше, если она грамотно эксплуатируется. На станциях, где к машинкам относятся правильно, они не требуют ремонта по 5 лет. У электрики даже при правильном использовании через 3-4 года надо менять чуть ли не полмашинки.
Остро стоит вопрос культуры производства. Если никто не интересуется тем, что в лубрикаторе кончилось масло, то машинка проработает полгода независимо от стоимости. В этом случае не надо покупать пневматику Festool, а лучше купить дешевую пневмомашинку за $ 150-200, ремонтировать ее каждые два месяца и выкинуть через полгода.
Вопрос стоит так: что человек хочет иметь? Если нужно выкопать небольшую ямку - покупают лопату, если большую траншею - хороший бульдозер.

Валерий Сухарев:
- Приходится сталкиваться со случаями вопиющих нарушений в эксплуатации. Самое жестокое отношение к инструменту встречается на шиномонтаже. К нам нередко приходят люди, покупающие 3-4 гайковерта без лубрикаторов и прочего. Они готовы выкинуть инструмент через месяц, так как он уже «отобьется». Выгоднее покупать инструмент с дополнительным оборудованием, тогда он будет служить долго.

Если обратиться к зарубежному опыту, то пневматику предпочитают на севере Европы (например, в Норвегии используется практически только пневматический инструмент) и в США. Электроинструменты чаще применяют в южно-европейских странах. Одним из решающих аргументов при выборе типа оборудования является стоимость электроэнергии.

Производители
Среди фирм-производителей профессионального пневматического и электрического инструмента в первую очередь стоит назвать Festo (торговая марка Festool) и Rupes. Обе эти фирмы производят также различное оборудование для удаления и сбора пыли. Они на протяжении долгого времени присутствуют на российском рынке и обладают широкой сетью региональных представительств. Профессиональный пневмоинструмент производят Jonnesway, Ingersoll Rand, National Detroit, Dynabrade и ряд других фирм.
Ведущие отечественные производители пневматики - Комсомольский механический завод, Московский завод «Пневмостроймашина», Конаковский завод механического инструмента, Екатеринбургский завод пневмоинструмента.

Подводя итоги
Высокая удельная мощность, небольшие размеры и вес пневмоинструмента снижают утомляемость рабочих. Безопасность применения привлекает в первую очередь крупные СТО, рассчитанные на пиковую нагрузку. Более крупные изначальные вложения в пневматику вернутся при правильной эксплуатации. В связи с этим стоит еще раз подчеркнуть необходимость высокого уровня культуры производства.

Артем Задорин:
- Если изначально больше вложить, то потом можно больше получить обратно. Себестоимость продукции станет по истечении времени меньше, если использовать пневматику. Допустим, за 7 лет работы шлифмашинка подготовит 350 000 м поверхности. Электрика стоит меньше, но и подготовит за свой век меньшую площадь. При этом соотношение будет в пользу пневматики.
Электрика лучше для маленького сервиса, где остро стоит вопрос объема инвестиций. Пневматику хорошо покупать, если есть деньги и уверенность, что в ближайшие несколько лет СТО будет обеспечена работой.

Петр Сирица:
- Пневматический инструмент, как правило, более оборотистый и, следовательно, более производительный, несмотря на то что уступает в мощности аналогичным моделям. У электроинструмента ниже потребление тока, и он не требует громоздкого и дорогостоящего дополнительного оборудования. У каждого их этих видов инструментов имеются свои преимущества. Однако я полагаю, что в будущем пневматика получит большее распространение благодаря удобству, технологичности, надежности и экономичности с точки зрения эксплуатации самого инструмента.

Опыт пользователя
Директор по производству автотехцентра «Памир» Алексей Проскурин рассказал о своем опыте применения пневматического и электрического инструмента на СТО среднего размера.
- Мы используем оба вида инструмента. Опыт говорит о том, что пневматика безопаснее (особенно гайковерты и дрели). Есть виды работ, для которых подходит только электроинструмент (например, паяльник).
Пневматика хороша для слесарного цеха, она быстро окупается благодаря высокой производительности. Маленькой электродрелью не высверлишь шпильку коллектора, не снимая движка. А пневматикой можно подлезть, и мощности хватит.
Организация пневмопривода и наладка оборудования обошлась недешево. Проектирование и проведение пневмолинии делали своими силами. Нам пришлось ставить дополнительный дизельный компрессор. Он дороже в обслуживании, чем электрический. Однако с его помощью нам удалось решить проблему электроснабжения. Наш арендодатель отпускает нам недостаточное количество киловатт-часов. Зимой не хватает мощности, и мы запускаем дизельный генератор.
Мы используем двухуровневые фильтры, а для ОСК - трехуровневый. Проблему правильного использования мы решили. Наши сотрудники и раньше работали с пневмоинструментом. Остальным мы объясняем, как правильно обращаться с пневматикой.

Источник: http://www.pngtools.ru/article/?id=14

Категория: Мои статьи | Добавил: компрессор (2007-03-28)
Просмотров: 2823 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Система авторегистрации в каталогах, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов Компрессоры Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Kompressoren.Ru - рейтинг компрессорных сайтов